Ответ к упражнениям 142-144
Первые восемь слов из списка слов со звездочкой — это те слова, которые школьники очень часто пишут с буквой Т (так же как и прилагательные, от которых они образованы). Поэтому очень важно сразу обратить внимание детей на правильное написание пары этих слов — прилагательного и наречия, которое от него образовалось.
Многие дети пишут эти пары слов с ошибками (ужастный — ужастно, опастный — опастно), называя в качестве проверочных слов искаженные слова: вкустен, опастен, ужастен, прекрастен и т. д.
Важно правильно прописать оба слова каждой пары, а затем и проверочное слово.
Детям придется зрительно запомнить их написание — ведь у нас нет инструмента, который бы предостерег от неправильного произношения этих слов. Поэтому при дальнейшей тренировке нужно там, где это возможно, искать и находить разные варианты проверочных слов. Например, ужасный — ужас, ужасен; согласный (согласно) — согласие, согласен; опасный — опасен, опасение; вкусный — вкусен, вкус.
Когда школьники прочитают последние четыре слова из списка, они обнаружат слова на только что изученное правило: чередование звука с нулевым звуком. Произношение этих слов интересно тем, что оно не содержит звука [т], хотя при их написании есть буква Т.
Написание этих слов отличается от написания остальных слов из списка: они пишутся с буквой Т (хотя произносятся так же, как и все остальные слова, — без звука [т]).
Образцы словосочетаний: ужасный случай, согласный звук, опасное дело, безопасный переход, прекрасный человек, напрасные усилия, вкусный обед, ясная погода, известный поэт, тягостное молчание, радостная весть, грустный взгляд.