Ответ к упражнению 82
Первое задание: уточнить по Обратному словарю, используются ли данные приставки со словами, родственными словам бежать и лететь, является достаточно сложным по формулировке. Поэтому, если дети поймут его смысл и выполнят его без помощи учителя, это само по себе будет очень хорошо. Поскольку обсуждать значение приставки за- достаточно сложно, можно ограничиться уточнением: что значит забежать в предложении «Собака забежала к нам во двор»? (Здесь забежала означает то же, что вбежала.) Что значит залетела в предложениях «Бабочка залетела в комнату » и «Птица залетела на самую верхушку сосны »? (В первом случае залетела — это то же, что влетела, то есть попала извне внутрь помещения. Во втором предложении залетела — это то же, что взлетела, или поднялась очень высоко.) Хотелось бы сразу заметить, что работа, посвященная уточнению значений слов, является чрезвычайно важной, поскольку обучает детей точному словоупотреблению. Приставка до- в тех словах, которые предлагаются школьникам для анализа, обладает значением, о котором они могут сказать сами: это значение доведения действия до конца (делать и доделать что-то, например: читал книгу и дочитал ее; бежал в школу и добежал до школы; писал изложение и дописал его; летела к реке и долетела до реки). Разобрать глаголы дочитать и долететь детям будет несложно: этот состав отмечен цветом в Обратном словаре.
Д о ч и т а т ь, д о л е т е т ь.