Ответ к упражнению 134
После прочтения статьи из Словаря происхождения слов важно вернуться к тем словам, которые обозначены как дальние родственники, и постараться обнаружить в каждом из них общую часть со словом вед/ать: ведь/ма; с/вед/ущий; вед/ун; весть/; из/вест/ие; по/весть/; веж/ливый; не/веж/а; не/вежд/а; мед/ведь/. Выделив эту общую часть каким-то образом, можно сказать детям, что, конечно, сейчас у многих из этих слов совершенно другие корни. Так, у слова медведь корень медведь, у слова ведьма корень ведьм-, у слова повесть корень повесть, у слова вежливый корень вежлив-, у слова невежа — корень невеж-; у слова невежда корень невежд-.
Но у слов с/вед/ущий, вед/ун, из/вест/ие корни -вед- и -вест-, то есть остались все-таки слова, которые и в настоящее время являются родственниками слову ведать.
После работы со Словарем происхождения слов дети откроют Обратный словарь и найдут группу сложных слов, второй корень которых -вед-. Школьникам предстоит письменно объяснить, какие слова участвовали в образовании сложного слова: музыковед < музыку ведает (знает); языковед < язык ведает; товаровед < товар ведает; охотовед < охоту ведает.
Природовед ← природу ведает (знает).
Музыковед ← музыку ведает.
Языковед ← язык ведает.
Товаровед ← товар ведает.
Охотовед ← охоту ведает.