Страница 58
С древнейших времён люди, умеющие решать арифметические задачи, пользовались большим уважением. Благодаря этому умению, можно было отвечать на многие жизненно важные практические вопросы. Не случайно в первом российском учебнике математики – «Арифметике» Л.Ф. Магницкого, изданной в 1703 году, – писалось: «Арифметика есть искусство честное, всем удобопонятное, много-полезнейшее и многохвалённейшее...».
Овладеть искусством решения задач не просто. Во-первых, надо овладеть мастерством выполнения всех четырёх арифметических действий: сложения, вычитания, умножения и деления. Но и это ещё не всё. Главная трудность заключается в том, чтобы отыскать нужную последовательность арифметических операций, которая позволит найти неизвестную искомую величину.
Разнообразие задач иногда представляется бушующим океаном, в котором только случай может помочь беззащитному судну найти верный курс. Между тем имеются надёжные инструменты решения задач, которые помогут преодолеть любые препятствия всем, кто научится ими пользоваться.
Например, во всех простых задачах всё разнообразие взаимосвязей между величинами описывается всего лишь двумя общими форму-лами:a = b + c и a = b • cПоэтому алгоритм решения простых задач каждого из этих типов включает в себя 3 шага:
1) установить вид зависимости: a = b + c или a = b • c;
2) определить, какая из величин неизвестна (слагаемое, сумма, множитель, произведение);
3) выбрать соответствующее действие.
Разобраться в этих вопросах помогут в случае необходимости хорошо известные инструменты: схема (a = b + c) и таблица (a = b • c).