Задание №25

С помощью измерительной линейки найдите:
а) средний диаметр одинаковых швейных игл;
б) толщину листа бумаги в тетради;
в) площадь печатной страницы из этой книги и результат выразите в единицах: $см^{2}, дм^{2}$ и $м^{2}$.

Решение

а) Чтобы измерить размер малых тел, нужно выложить, начиная от нулевого деления линейки, малые тела в ряд вплотную друг к другу вдоль шкалы линейки.
Средний диаметр швейной иглы будет равен длине ряда, разделённой на количество игл.
$D=\frac{l}{n}$, где D − диаметр, l − длина ряда, n− количество.
$D=\frac{16 мм}{20}=0,8$ мм.

б) Средняя толщина листа бумаги в тетради будет равна толщине тетради, разделённой на количество листов.
$D=\frac{5 мм}{48}=0,1$ мм.

в) Определим с помощью линейки длину и ширину печатной страницы.
а = 21 см;
b = 15 см.
S = a * b = 21 * 15 = 315 $см^{2}$ = 3,15 $дм^{2}$ =0,0315 $м^{2}$

Задание №26

Рассчитайте диаметр швейной нитки, сосчитав число витков на поверхности катушки и измерив длину катушки.

Решение

Число витков на поверхности катушки (N) − 50.
Длина катушки (l) − 45 мм.
D = $\frac{l}{N} = \frac{45}{50} = 0,9$ мм

Задание №27

С помощью измерительного цилиндра (мензурки) определите:
а) полную вместимость чашки;
б) объем картофелины.

Решение

а) Полная вместимость чашки составляет 200 $см^{3}$.

б) Объём тела неправильной формы точно измерить с помощью измерительных приборов нельзя. Поэто­му для измерения объема воспользуемся мензуркой. Тело, полностью погружён­ное в жидкость, вытесняет объём жидкости, кото­рый равен объёму самого тела.
1. Прежде чем проводить измерения физической величины с помощью измерительного прибора нужно определите цену деления его шкалы.
Для определения цены деления необходимо взять 2 соседних числа, найти их разницу (от большего отнять меньшее), а затем разделить полученное число на количество маленьких штрихов между этими числами.
На шкале цилиндра возьмём, к примеру, числа 20 и 30.
Таким образом, цена каждого деления будет равна
$\frac{30 - 20}{2} = \frac{10}{2}$ = 5 мл.
2. В мензурку нальём столько воды, чтобы тело можно было полностью погрузить в воду. Начальный объём воды равен 70 $см^{3}$.
3. Опустим тело, объём которого надо измерить (картофелина), в воду, удерживая его за нитку, и снова измерим объём жидкости. $V_{1}$ = 95 $см^{3}$.
V = 95 − 70 = 25 $см^{3}$.
Ответ. 25 $см^{3}$.

Задание №28

Выдающийся русский учёный М. В. Ломоносов писал: «Корпускула есть собрание элементов; элемент − часть тела, не состоящая из каких−либо других меньших и отличающихся от него тел». Переведите эту цитату на язык современной науки.

Ответ

«Молекула есть собрание атомов; атом − часть тела, не состоящая из каких−либо других меньших и отличающихся от него тел».
Корпускула, по Ломоносову, в современном понимании − это молекула, а элементы − атомы. Молекулы состоят из атомов.

Задание №29

Почему, несмотря на сложное строение, все вещества нам кажутся сплошными?

Ответ

Частицы вещества очень малы и не видны невооруженным глазом.

Задание №30

Изменится ли расстояние, которое проходит молекула газа от одного столкновения до другого, если из баллона, где хранится газ, выпустить некоторое его количество?

Ответ

Расстояние, которое проходит молекула газа от одного столкновения до другого, увеличится, т.к. уменьшится плотность газа.

Задание №31

Можно ли, ударяя молотом по детали, сделать её сколь угодно малой? Почему?

Ответ

Нет нельзя, т.к. между молекулами действуют силы отталкивания. На определенном этапе сила отталкивания молекул не позволит уменьшать размеры дальше.

Задание №32

Высота столбика спирта в трубке комнатного термометра уменьшилась. Уменьшилось ли при этом число молекул спирта? Изменился ли объём каждой молекулы спирта в термометре?

Ответ

Нет, число молекул спирта, как и их размер, не претерпели никаких изменений. В данном случае изменилось лишь расстояние между молекулами.